А здесь можно ознакомиться с уже законченным и полностью сверстанным вариантом книги 

 

II.  ОФИЦИАЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ  МУЗЫКИ  И  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ИНФОРМАЦИИ  В  СССР

Но, помимо дисково-магнитофонного источника распространения, западная музыка, хоть и очень дозировано, но все же приходила к нам и из государственных СМИ. И одной из первых таких приятных «встреч» для меня стала, услышанная в телевизионной политической программе «Международная панорама» акустическая версия песни американского дуэта SIMON & GARFUNKEL - «Sound Of Silence». Она почему-то служила музыкальным фоном в репортаже из Англии. Наверное, потому что там тоже говорят (и даже поют) по-английски.

Мне так понравилась эта композиция, что специально ради нее, я еще раз посмотрел повтор этой программы и записал эту композицию с телевизора на магнитофон, а потом стал расспрашивать своих друзей, что за группа ее исполняет. Когда же я узнал, что это были SIMON & GARFUNKEL, то я стал искать и другие записи этого замечательного дуэта. Пожалуй, что так, впервые, у меня и возник интерес не только к самой западной музыке, но и к музыкантам ее исполняющим.

Другим и, пожалуй, самым интересным и содержательным официальным источником хорошей зарубежной музыки в то время был воскресный дневной музыкальный эфир на радиостанции «Маяк» - «Запишите на ваши магнитофоны», который вел потрясающий ведущий Виктор Татарский. Журналист, режиссёр и актёр - Виктор Витальевич Татарский (р. в 1939 году в Ленинграде) начал работать на радио с 1961 года, где вел такие замечательные радиопередачи, как "Запишите на ваши магнитофоны", "На всех широтах" и "Встреча с песней". Он обладал совершенно удивительным бархатным голосом и манерой говорить, а также рассказывал весьма необычные по тем временам вещи о музыке и музыкантах, а также передавал такие интересные записи, что казался мне и моим друзьям настоящим «небожителем», которому было доступно то, о чем мы тогда могли только мечтать.

Вместе с ним эту замечательную передачу готовили Галина Гордеева и Григорий Либергал. Григорий Либергал (р. в 1947 году в Москве) стал сотрудником Всесоюзного Радио в 1970 году, где за время своей работы сделал около 500 музыкальных программ, в том числе и супер-популярнейшую “Запишите на ваши магнитофоны”. Впервые передача «Запишите на ваши магнитофоны» вышла в эфир 17 декабря 1970 года и в дальнейшем обычно выходила по воскресеньям в 14 часов 05 минут, с повтором во вторник в 22 часа 35 минут.

Открывал эту передачу фрагмент композиции «Winchester Cathedral» группы NEW VAUDEVILLE BAND (позднее ее исполняли многие коллективы, в т.ч. и оркестры Поля Мориа и Фаусто Папетти), а в середине передачи вместе с фразой Виктора Татарского "Вы слушаете передачу «Запишите на ваши магнитофоны»" фоном звучал фрагмент композиции британской рок-группы TEN YEARS AFTER. И это в то время!

Всего же состоялось порядка 35-40 выпусков этой уникальной в своем роде передачи, после чего ее, по-видимому, закрыли, но через некоторое время Виктор Татарский снова появился на "Маяке", но уже с передачей "На всех широтах", выходившей также по воскресеньям, кроме четвертого, в то же самое время – 14 часов 05 минут, и с повтором по понедельникам в 22 часа 35 минут. А готовили эту передачу вместе с Татарским Татьяна Коломийцева и Вячеслав Осокин. "На всех широтах" имела уже несколько другую аудио-заставку, а ее зарубежная тематика получила сильный уклон в сторону музыки стран народной демократии. Но именно там впервые прозвучала знаменитая «Imagine» Джона Леннона, а также и другие композиции бывших участников BEATLES. Позднее даже появились гибкие пластинки с песнями из этой передачи.

Передачи Виктора Татарского я ждал целую неделю, а записывал я их с… телевизора – так как в то время в воскресенье днем работал всего один или два центральных телевизионных канала, а по остальным демонстрировалась, так называемая, настроечная таблица с трансляцией в качестве звукового фона радиопередач «Маяка». А делал я это потому, что качество звука при записи с телевизора было гораздо выше, чем на моем транзисторном приемнике VEF-201, который периодически терял радиоволну. Записывал же я всю передачу целиком, вместе с текстом, который читал Виктор Татарский. Многократно прослушивая потом эти записи, у меня возникали устойчивые ассоциации записанных композиций с волшебным голосом этого замечательного ведущего. Так, например, произошло и со знаменитой песней Джорджа Харрисона (George Harrison) «Bangla Desh», и с композицией «Sympathy» группы RARE BIRD и с группой BADFINGER, которые я впервые услышал именно в этой передаче.

Следует также вспомнить еще одну очень интересную музыкальную передачу, выходившую 2 раза в месяц (2-я суббота и 4-е воскресенье) все на той же радиостанции «Маяк», которая называлась «Поющие меридианы», с ее постоянным ведущим - ленинградским коллекционером Владимиром Сиверовым. Был еще и «Музыкальный Глобус», в одной из передач которого прозвучала знаменитая «Back in USSR» BEATLES и «There Were The Days» Мэри Хопкин (Mary Hopkin), в середине которой неожиданно прозвучало: «Вы, конечно, узнали этот прекрасный романс, который когда-то исполняла Тамара Церетели» (имелся в виду романс "Дорогой длинною"). Именно в таком виде эта песня и осталась у меня записанной на магнитофоне и потом, каждый раз, когда я слушал эту композицию, я вспоминал про Тамару Семеновну Церетели.

Все это, безусловно, повлияло на формирование музыкальных вкусов у целого поколения молодых людей в СССР того времени. Следует заметить, что в 1970 году мне было всего 14 лет и тогда у меня не было еще собственных сформировавшихся музыкальных предпочтений и какой-то особой тяги ни к западной, ни к рок-музыке вообще. Я слушал все подряд и, руководствуясь своим собственным чутьем, что-то принимал, а что-то отвергал, будто продвигаясь в темном лабиринте на ощупь. И именно так, постепенно и совершенно органично, западная поп- и рок-музыка вошла в мою жизнь и заняла в ней центральное место.

Еще одним очень интересным и доступным источником информации о западной музыке и музыкантах являлся в то время журнал «Ровесник» - первый в СССР журнал о молодежи и для молодежи, издаваемый с июля 1962 года. И хотя выходил он под эгидой ЦК ВЛКСМ и КМО СССР, тем не менее, в нем публиковались очень интересные и в своем роде уникальные материалы о жизни и культуре западной молодежи, а самое главное – статьи зарубежных журналистов и критиков о рок-музыке и рок-музыкантах, перепечатанные из ведущих западных музыкальных изданий, таких как, например, «Нью-Мюзикл Экспресс». Главным же бессменным редактором журнала в течение многих лет был А.А. Нодия. В результате тиражи журнала к 80-м годам смогли подняться более чем в 3 раза и достигли 1.5 миллиона экземпляров.

Я выписывал журнал «Ровесник» около 20 лет, и с нетерпением ждал выхода каждого нового номера, а когда, наконец, получал, буквально набрасывался на него, словно хищная пиранья, и через час – полтора журнал был уже полностью изучен и прочитан. Затем я аккуратно вырезал из него страницы, посвященные музыке, и складывал их в особую папку. Когда же материалов скопилось о-о-очень много, я переплел их в книгу. Через несколько лет их скопилось еще больше – так мне удалось «издать» три самодельные книги о западной музыке, общим объемом сопоставимым с Библией! Это уже напоминало некую рок-энциклопедию на русском языке, о которой я мечтал всю свою жизнь. Именно в этом журнале с 1987 года стала печататься «Рок-энциклопедия Ровесника», которая со временем превратилась в вышедшую в 1997 году толстую книгу, известную, как «Рок-энциклопедия Сергея Кастальского», а также ее 2-е издание, увидевшее свет в 2003 году. И хотя сегодня эти первые статьи кажутся наивными, поверхностными, содержащими множество ошибок и неточностей, но это была первая рок-энциклопедия изданная в Советском Союзе!

Существовали и другие издания, в которых тоже иногда публиковались интересные статьи о западной рок-музыке. Это были журналы «Клуб», «Сельская молодежь», знаменитая рубрика «Звуковая дорожка» в газете «Московский комсомолец» и многие другие, но журнал «Ровесник» все-таки всегда оставался среди них вне конкуренции.

Значение подобных изданий в деле муз- и рок- просвещения советской молодежи сложно переоценить – на них воспиталось не одно поколение молодых людей. Это было хоть и небольшое, может быть даже совсем маленькое, но все-таки окно во внешний мир, через который мы дышали воздухом свободы и демократии, а также узнавали о событиях и процессах, происходящих в жизни молодежи западных стран, их культуре, моде и увлечениях. Из таких вот «источников и составных частей» СМИ и складывалась общая мозаика и реальная картина об окружающей нас действительности.

 

А вот, что написал Юрий Анненков из Австралии:

Добрый день, Симон!

Всё что Вы пишите и обсуждаете мне хорошо знакомо, т.к. я родился в Москве в 1948 году и 60-е и 70-е годы пришлись на школьно-институтское весёлое время. Особенно прикипел к передаче "Запишите на Ваши магнитофоны". На форумах Меломан и Ностальгия (где я участвую уже несколько лет) сам давал данные о передаче (когда-то общался с Г. Гордеевой и Гр. Либергалом по телефону), делал (и делаю) выкладки в mp3. 

С конца 60-х годов сидел почти каждый вечер у радиоточки с карандашом, общей тетрадью (их сохранились две!) и магнитофоном и конспектировал всё, что интересное звучало и записывал самое любимое. Фразу "Вы, конечно, узнали этот прекрасный романс..." о "Дорогой длинною…" ("There were the days") я тоже чётко слово в слово запомнил, т.к. не любивший БИТЛЗ отец потом нередко просил меня поставить Мэри Хопкин. Кстати, это был юбилейный 50-й выпуск "Музыкального глобуса", поэтому там ещё в конце прозвучала "Back in USSR". Моя основная цель сейчас - найти все интересующие меня песни из "Запишите на Ваши магнитофоны" и "Поющие меридианы" (список имею, многое нашёл) и найти содержание до 20-го выпуска "Запишите на Ваши магнитофоны".

 *   *   * 

А вот, что вспомнил и прислал Александр Тербов из Норильска:

Гибкие грампластинки - "flexi" 

Гибкие грампластинки или "flexi" - один из самых дешевых звуковых носителей, который можно без опасений за его сохранность вложить в газету или журнал. На Западе flexi широко используются для фан-клубовских изданий, рекламных пластинок, для разовых или регулярных бесплатных звуковых приложений к различным музыкальным изданиям, в частности, независимым. Благодаря своей дешевизне, в Советском Союзе гибкие грампластинки получили очень большое распространение и выходили миллионными тиражами. Выпускались они самых различных цветов - желтые, красные, серые, черные, голубые и синие (различных оттенков). 

В основном flexi представляли собой ЕР - extended play - 3-5 композиций на формате 7 дюймов. Гибкие пластинки всегда выпускались с "родной" обложкой, на которой стоял номер издания, названия композиций, присутствовало какое-то арт-оформление, а иногда даже была фотография исполнителей. (В этом отношении характерны издания Тбилисского и Ташкентского заводов.) Что касается издаваемого материала, то было выпущено очень много 4-вещевых сборников с названиями вроде "Эстрада планеты". "Гибкие" и "жесткие" издания обычно дублировались. Но большее количество того, что было выпущено на гибких пластинках, не вышло на "жестких".

Большой бедой наших обложек была полиграфия. Обложки для гибких грампластинок были, как правило, двухцветные: полиграфическая краска одного цвета на белом фоне. На периферии контроль цензуры, партийных органов и ГБ был слабее. Возможно, сказывались просторы нашей Родины, на протяжении которых влияние вездесущего аппарата ослабевало. Изданиями с обложками могли похвастаться Тбилисский и Ташкентский заводы: ROLLING STONES, BEATLES, Cliff Richard, сборники "Вокально-инструментальные ансамбли мира" (YARDBIRDS, TREMELOES, BYRDS, BUCKINGHAMS), SWEET, CREEDENCE, ABBA, D. Roussos etc.

Журнал "Кругозор"

Еще одним источником гибких грампластинок был журнал "Кругозор", у которого позже появился собрат - журнал "Клуб и художественная самодеятельность".

Журнал "Кругозор" был основан в 1964 году при Государственном Комитете Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Одними из инициаторов создания журнала стали известный бард и журналист Ю. Визбор со товарищи, которым подарили "игрушку" - станочек французского производства для записи на гибких грампластинках звуковых писем. Это был более цивилизованный вариант или прообраз тех "монстров", на которых нарезались "кости". Кстати, примерно в то же время, в начале 60-х, во Франции существовал подобный журнал, со сходной идеей и также со звуковыми приложениями. 

На основе этой машинки и возникла идея звукового журнала, который бы давал обзор событий, происходящих в стране и за рубежом. Причем не просто обзор, а со звуковыми иллюстрациями. Где обзор событий, там и культурная жизнь, а где культурная жизнь, там и музыка. В общем, под соусом ознакомления с передовыми представителями зарубежной эстрады в журнале появлялись артисты, которые официально вышли в Союзе гораздо позже. Как полноценное издание пластинки журнал рассматривать было нельзя, поскольку композиции публиковались не целиком, а частично. И слово "пластинка" нигде не упоминалось, а только "звуковое приложение" или "звуковые страницы". 

Однако в "Клубе" и "Кругозоре" в 70-80-х вышли записи WINGS, ELO, BADFINGER, PINK FLOYD, KING CRIMSON, Bob Dylan и многих других. Эти пластинки, прилагаемые к журналам, пользовались определенным спросом у западных коллекционеров на рубеже 80-90-х годов. В зарубежной литературе журналы "Кругозор" и "Клуб" до сих пор встречаются и фигурируют соответственно под названиями "Krugozor" и "Club & Art Amateur Activities" (сокращенно - "C&AAA").

 

   

<<

Оглавление

>>

возврат на главную страницу

© Simona,  2004-2006