А здесь можно ознакомиться с уже законченным и полностью сверстанным вариантом книги 

 

XXII.  ПРОЩАЛЬНОЕ  ИЗОБИЛИЕ  ВИНИЛОВОЙ  ЭПОХИ

 К концу 80-х годов Горбачевская "перестройка" затронула уже все сферы жизни советских людей. Как грибы после дождя повсеместно стали возникать кооперативы, коммерческие палатки, всевозможные комиссионные магазины, в которых на одном прилавке можно было встретить буквально все - от импортных презервативов до персональных компьютеров. Ловкие дельцы, доморощенные предприниматели, жулики всяческих мастей, бывшие советские врачи, инженеры, военнослужащие и многие другие - все пытались поймать свою "золотую рыбку" в этой мутной "перестроечной" воде. Далеко не все из них впоследствии разбогатели, многие даже не дожили до наших дней, но некоторым коммерческая удача все-таки улыбнулось.

 

Эти глобальные процессы не обошли стороной и культурно-музыкальную жизнь страны. В этот период, истосковавшиеся по рок-музыке за годы всевозможных запретов, советские меломаны впервые ощутили пьянящий воздух свободы. Не было больше цензуры и худсоветов, запретов и ограничений - можно было слушать, смотреть и читать все! Возле станций метро, на вокзалах и площадях Москвы появились сотни, а может быть и тысячи частных лотков с ранее запрещенной литературой, дефицитными книгами, эротическими и музыкальными журналами, видео- и аудио- кассетами, дисками, плакатами. Один за другим в многочисленных столичных дворцах культуры, клубах, концертных залах, стадионах и площадках устраивались выступления отечественных и зарубежных исполнителей, и даже рок-фестивали. И именно на таких рок-фестивалях в те годы совершенно свободно продавались фирменные виниловые пластинки популярных западных рок-музыкантов.

Так, например, на фестивале "Интершанс", состоявшемся в апреле 1989 года во Дворце Спорта "Лужники", по коммерческой цене 15 рублей распространялись следующие югославские лицензионные диски: METALLICA "And Justice For All" (1988), BON JOVI "New Jersey" (1988), CINDERELLA "Long Cold Winter" (1988), Sam Brown "Stop!" (1988), Sting "Nothing Like The Sun" (1987), Samantha Fox "I Wanna Have Some Fun" (1988), DIRE STRAITS "Money For Nothing" (1988). А 12-13 августа 1989 года, ровно через двадцать лет после легендарного Вудстока, в Москве состоялся исторический Московский международный рок-фестиваль мира, проходивший под девизом "Звезды рока против наркомании и алкоголизма", на котором впервые в СССР на одной площадке с отечественными исполнителями выступили звезды мирового рока, причем не бывшие, а самые что ни на есть настоящие, популярные во всем мире группы и музыканты, среди которых были: OZZY OSBOURNE, BON JOVI, MOTLEY CRUE, SCORPIONS, CINDERELLA, SKID ROW… Организатором этого грандиозного музыкального праздника был независимый менеджер, продюсер и промоутер Стас Намин, который блестяще продемонстрировал всему миру, что перестроечные процессы в СССР - это не просто слова и лозунги, а реальность.

Серьезные изменения в музыкальной жизни страны заставили и неповоротливую советскую торговлю повернуться лицом к меломанам - так, в ноябре 1989 года в магазине "Мелодия" на Ленинском проспекте в свободную продажу (причем, по нестандартной коммерческой цене 9 рублей) поступила партия голландских и западногерманских виниловых пластинок популярных западных исполнителей, таких как: KISS "Hot In The Shade" (1989), C.C. Catch "Hear What I Say" (1989), Elton John "Sleeping With The Past" (1989), Janet Jackson "Rhythm Nation" (1989), FYC "The Raw & The Cooked" (1988), TEARS FOR FEARS "The Seeds Of Love" (1989).

Еще одна партия югославских лицензионных виниловых пластинок продавалась уже по цене 15 рублей на фестивале, организованном телевизионной музыкальной программой "Музыкальный лифт", проходившем в январе 1990 года во Дворце Спорта "Лужники". На этот раз среди распространяемых там пластинок были: Van Morrison "Avalon Sunset" (1989), TEXAS "Southside" (1988), KISS "Smashes Thrashes & Hits" (1988), STATUS QUO "Ain't Complaining" (1988), DIRE STRAITS "Dire Straits" (1978), Eric Clapton "Backless" (1978), Sting "Blue Turtles" (1985), Samantha Fox (1987), C.C. Catch "Like A Hurricane" (1987), DIRE STRAITS "Brothers In Arms" (1985), YELLO "Flag" (1988), CURE "Disintegration" (1989), CINDERELLA "Long Cold Winter" (1988), Elton John "Reg Strikes Back" (1988). Причем, к каждой из них прилагался плакат популярного в то время отечественного вокалиста и музыканта Жени Белоусова.

А в ноябре 1990 года в московском магазине "Мелодия" на Ленинском проспекте в продаже были следующие югославские диски все по той же странной коммерческой цене 9 рублей: LEVEL 42 "Running In The Family" (1987), LEVEL 42 "Staring At The Sun" (1988), SUPERTRAMP "Free As A Bird" (1987), POLICE "Every Breath You Take" (1986), Jimi Hendrix/Otis Redding (split), Samantha Fox "I Wanna Have Some Fun" (1988), Billy Ocean "Tear Down These Walls" (1988), Sting "Bring On The Night" (1986), BLACK SABBATH "Seventh Star" (1986).

Но, несмотря на столь внушительный ассортимент продававшихся в то время фирменных пластинок, это было, как летний дождь в знойной пустыне, и через несколько часов после начала торговли очередной партией такого винила от нее не оставалось ровным счетом ничего! Правда, на следующий же день все эти диски в больших количествах "всплывали" в местах сборищ столичных филофонистов - у тех же самых магазинов "Мелодия" и в клубе на "Горбушке", но, в их цену теперь уже входила некоторая прибавочная стоимость. Конечно, стоили они значительно меньше своих не побывавших в советской торговле собратьев, но, тем не менее, новенькие, пахнущие свежей краской, без единой царапинки - они без труда находили себе новых владельцев, неизбалованных подобными вещами.

Затем в мае 1990 года, на каком-то концерте или рок-фестивале в самой "Горбушке", разошлась большая партия британских и голландских виниловых пластинок по цене аж 20 рублей за диск. В ней были 23 альбома известных западных групп и музыкантов: ROLLING STONES "Steeel Wheels" (1989), ROLLING STONES "Sticky Fingers" (1971), ROLLING STONES "Tattoo You" (1981), ROLLING STONES "It's Only Rock'n'Roll" (1974), George Michael "Faith" (1987), Cindy Lauper "A Night To Remember" (1989), JEFFERSON AIRPLANE (1989), Gloria Estefan "Cuts Both Ways" (1989), BAD ENGLISH (1989), Britny Fox "Boys In Heat" (1989), Terence Trent d'Arby "Neither Fish A Flesh" (1989), LL Cool J "Walking With A Panther" (1988), WARRANT "Dirty Rotten Filthy Stinking Rich" (1988), Kaoma "World Beat" (1989), Bruce Springsteen "Born In The USA" (1984), BROSS "The Time" (1989), Kassav' "Majestik Zouk" (1989), Sade "Promise" (1985), MIAMAI SOUND MACHINE "Primitive Love" (1985), JOURNEY "Escape" (1981), BANGLES "Different Light" (1986), CLASH (1977), BOSTON "Don't Look Back" (1978).

Это был настоящий праздник для коллекционеров винила! Казалось, что будто бы прорвало какую-то невидимую плотину, в которой весь этот дефицит скапливался многие и многие годы. А, судя по тусовкам в ДК им. Горбунова, создавалось впечатление, что за эти несколько лет армия филофонистов увеличилась в разы. Молодые ребята, сумевшие за это время приобрести подобным образом одну-две пластинки, считали себя полноправными членами клуба филофонистов и с гордостью носили их под мышками или в целлофановых пакетах, пытаясь продать или обменять на что-нибудь более интересное.

Ну, а когда в 1990 году, сначала в магазине "Мелодия" на Калининском проспекте, а затем и на Ленинском, в совершенно свободной продаже появилось огромное количество запечатанных американских и канадских изданий, у многих меломанов старой закалки возникло чувство просто какого-то нереального винилового изобилия. И хотя практически все эти пластинки имели на своих конвертах либо просечки, либо дырки, что означало уценку или дешевую распродажу, нам тогда это было совершенно неважно. Я помню, что новость о поступлении этой партии дисков я узнал от своего друга Ромы, который позвонил мне в один прекрасный день и взволнованным голосом сообщил эту радостную новость. Он сбивчиво пытался перечислить все, что смог сам запомнить из той совершенно фантастической партии дисков. 

Это были уже далеко не 23, и даже не 53 наименования, а на порядок больше! Но даже то, что я услышал от него в тот день по телефону, мне было более, чем достаточно, чтобы отпроситься с работы и, прихватив из семейного бюджета все наши с женой свободные деньги, отравиться в незабываемый шопинг.

Когда же я, наконец, вошел в хорошо известный мне музыкальный магазин, я поначалу даже не узнал его - во всех отделах, начиная с первого этажа и кончая вторым, где обычно продавали классику, толпился народ. Большинство из посетителей магазина мне были знакомы по клубу филофонистов. Глаза у меня, буквально, разбегались от множества ярких и манящих к себе обложек, громких имен легендарных музыкантов, от желания ничего не пропустить, но с другой стороны, я хорошо понимал, что на этот раз денег на все уже точно не хватит и придется чем-то пожертвовать.

Обойдя весь магазин и записав на листке бумаги названия всех альбомов, которые меня заинтересовали, я занялся нехитрыми математическими подсчетами того, что я в первую очередь могу себе позволить. В итоге, в мою "лучшую двадцатку" попали следующие позиции, которые я и приобрел тогда для своей коллекции: Jimmy Page "Outrider" (1988), Jon Anderson "3 Ships" (1985), Julian Lennon "The Secret Value Of Daydreaming" (1986), SUPERTRAMP "...Famous Last Words..." (1982), SUPERTRAMP "Brother Where You Bound" (1985), Roger Hodgson "In The Eye Of The Storm" (1984), Roger Hodgson "Hai Hai" (1987), BOSTON "Third Stage" (1986), Tom Petty "Hard Promises" (1981), Tony Carey "Some Tough City" (1984), Tony Carey "Blue Highway" (1985), NAZARETH "Malice In Wonderland" (1980), NAZARETH "2xS" (1982), NAZARETH "Sound Elixir" (1983), MONKEES "Pool It!" (1987), KINKS "Think Visual" (1986), KANSAS "Power" (1986), BAD COMPANY "Fame And Fortune" (1986), ASIA "Alpha" (1983), ASIA "Astra" (1985).

Конечно, вместе с перечисленными выше хитами, в той партии был и откровенный "отстой", который еще долгие годы пылился на прилавках различных московских магазинов, включая и "Дом книги", расположенный по соседству с "Мелодией" на Калининском проспекте. 

Кстати, о "Доме книги"… Именно в этом магазине в 1993 году началась история другого, хорошо известного среди коллекционеров винила, частного московского магазина, владельцем которого стал завсегдатай Клуба филофонистов и многочисленных тусовок столичных меломанов Павел Ерошев. Сейчас его магазин винила "Звуковой барьер" на Ленинском проспекте является, пожалуй, самым большим в Москве, а может быть и во всей России.

А тогда, в начале 90-х годов, дело удовлетворения постоянно растущих потребностей советских людей в их знакомстве с лучшими музыкальными альбомами западных рок-музыкантов на виниловых носителях продолжил наш соотечественник Андрей Тропилло. Бывший директор Ленинградского отделения фирмы "Мелодия", пользуясь несовершенством отечественного законодательства, на созданной им независимой продюсерской фирме "Антроп", безо всяких лицензий начал выпускать на виниле классику мирового рока. 

А в 1991 году он организовал свой собственный "Продюсерский Центр Рок-н-ролльных Приходов Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России", в рамках которого продолжил заниматься музыкально-издательской деятельностью. В качестве же источника на этих пластинках указывалось, что все они были записаны либо "по трансляции", либо взяты "из коллекции Коли Васина". 

Здесь представлен далеко неполный список виниловых пластинок зарубежных музыкантов, изданных фирмой Андрея Тропилло.

Несколько позже, почти в самом конце Ленинского проспекта, около гостиницы "Турист", был открыт еще и "испанский" музыкальный магазин, куда свезли остатки винила из солнечной Испании. Но, к сожалению, большинство продававшихся там пластинок практически не представляло для меня вообще никакого интереса, за исключением, разве что испанского альбома YES "Union" (1991), а также западногерманских RUSH "Hold Your Fire" (1987), BARCLAY JAMES HARVEST "Live" (1991) и DOORS "Original Soundtrack An Oliver Stone Film" (1991). 

Такое виниловое изобилие в нашей стране в то время во многом объяснялось не только перестроечными процессами, но еще и тем, что на смену традиционным пластинкам в развитых странах мира пришли компакт-диски, и владельцы музыкальных магазинов и складов на Западе в экстренном порядке освобождали свои торговые площади для нового более перспективного товара. Следует заметить, что в конце 80-х годов компакт-диски были для нас еще непозволительно дорогим удовольствием, но в начале 90-х они стали доступными и для отечественных меломанов. 

Казалось, что дни винила сочтены, и многие филофонисты бросились безжалостно расставаться со своими коллекциями, которые по крупицам собирали многие годы, распродавая их за гроши или меняя на компакт-диски. Причем, "обменный курс" тогда был абсолютно варварским - 2-3 виниловых диска за один компакт! К счастью, это массовое помешательство обошло меня стороной, и я до сих пор остался верен своим виниловым корням, и, как в дальнейшем показало время, оказался абсолютно прав, но об этом несколько позже…

 

   

<<

Оглавление

>>

возврат на главную страницу

© Simona,  2004-2009